Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся
Способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности:
- умение видеть проблемы;
- умение вырабатывать гипотезы;
- умение наблюдать;
- умение проводить эксперименты;
- умение давать определение понятиям и др.;
- поисковая активность (высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность);
- дивергентное мышление (гибкость, способность к генерации и разработке идей, способность находить и формулировать проблему);
- конвергентное мышление (способность решать проблему на основе известных логических алгоритмов, анализ и оценка найденной информации).
Чем отличается учебное исследование от проекта
Структура учебного исследования
- Постановка проблемы.
- Выбор темы исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Определение цели и задач.
- Разработка гипотезы.
- Составление плана исследования.
- Работа с литературой.
- Выбор методов исследования.
- Подготовка и проведение исследования (сбор материалов).
- Обработка результатов исследования и формулирование выводов.
Правила выбора темы исследования:
- тема должна быть интересна ребенку (и учителю);
- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- тема должна быть оригинальной (элемент необычности);
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует учитывать:
- одна и та же тема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины;
- желания и возможности (есть ли необходимые для ее решения средства, материалы, литература и др.).
Формулировка цели — важный этап в работе. Цель выражает главное направление исследования и поясняет то, как оно будет осуществляться.
Формулировка задач. Задачи исследования — выбор путей и средств для достижения цели. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги. Глаголы для определения задач: проанализировать, выявить, определить, исследовать, систематизировать и т.д.
Гипотеза исследования — это предположение, догадка, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезу начинаются со слов возможно, допустим, предположим, что если…
Методы исследования:
- Интервью, опрос, анкета.
- Наблюдение.
- Эксперимент.
- Моделирование.
Рекомендации учителю
- Очень важно найти мотивы творческой деятельности учащихся. Основной стимул творчества — стремление к самовыражению. Существуют и другие мотивы творчества: рефлекс подражания, жажда познаний, потребность в высокой самооценке, ореол исключительности.
- Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», дайте возможность не только успевающим, но и остальным учащимся использовать свои сильные стороны.
- Создайте психологический климат, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины.
- Покажите учащемуся серьезное отношение к его первому в жизни открытию.
- Убедите его в том, что ошибки при поиске неизбежны и их не надо бояться.
- Не делать за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
- Не спешить с вынесением оценочных суждений. Лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.